Памятка по выполнению работы над
ошибками по русскому языку.
1. Точка в конце
предложения.
Выпиши предложение правильно.
Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели.
2. Слоги жи-ши, ча-ща,
чу-щу.
Выпиши слово. Запиши ещё два
слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для
переноса. Делай так: ру-чей-ки.
4. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Раздели его на
слоги. Делай так: при-леж-ный, при-леж-ные.
5. Большая буква в именах
людей, кличках животных.
Выпиши слово. Придумай и
запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша.
6. Слово из словаря.
Напиши слово три раза.
Делай так: карандаш,
карандаш, карандаш.
7. Ь в конце и середине
слова.
Выпиши слово верно. Придумай
и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, учитель, морковь, коньки.
8. Разделительные Ъ и Ь
знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два
слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
Запомни! Разделительный ь
знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
9. Приставки в словах.
Напиши слово верно. Придумай
и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка - часть
слова. Она пишется слитно.
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с
предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома
(какого?) дома, у большого дома.
Запомни! Предлог - это
отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно.
11. Безударная проверяемая
гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь
ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное
слово. Делай так: гористая - горка. Вспомни правило проверки безударного
гласного в корне слова.
12. Звонкие и глухие
согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно.Подбери
проверочное слово.
Выдели в нем корень.
Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай
так: честный - честь. Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
13. Ь знак после шипящих.
Выпиши слово. Запиши еще два
слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.); жечь, печь,
стеречь ( гл., неопр. ф.); пишешь, читаешь, решаешь (гл.,
Запомни! В существительных
женского рода, в глаголах неопределенной формы и 2-го лица после шипящих
пишется Ь.
14. Правописание слов с
шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два
слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш,
много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое
прилагательное).
Запомни! У существительных
мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных
в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
15. Гласные е – и в
окончаниях имен существительных.
Выпиши слово, в котором
допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях. Делай так: на дороге
– дорога - сущ., 1 скл, ,предл .п.
Запомни! Для определения
окончания существительного нужно знать склонение и падеж.
16. Гласные е – и в
окончаниях имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе
с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени
прилагательного. Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?), дальнему ( м.р.,
дат ,п.).
Запомни! Для определения
окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по
существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по
вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать
родовые окончания имен прилагательных.
17. Гласные е – и в
окончаниях глаголов.
Выпиши глагол, в котором
допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.)
- е; смотрит - смотреть (2 спр) - и (исключение).
Запомни! Гласные е - и в окончании
глагола следует устанавливать по неопределенной форме.
18. Однородные члены
предложения.
Выпиши предложение. Правильно
расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Делай так: грачи,
скворцы и жаворонки улетели в теплые края.
19. Разбор слова по
составу. Делай так: пришкольный.
20. Фонетический разбор
слов.
Выпиши слово. Разбери его
фонетически грамотно, пользуясь памяткой.
21. Разбор предложения по
частям речи.
Выпиши предложение. Над
словами сокращенно обозначь названия частей речи. Делай так: С гор побежали
звонкие ручейки.
22. Разбор по членам
предложения.
Выпиши предложение. Делай
так: С гор побежали звонкие ручейки, ручейки (какие?) звонкие; побежали
(откуда?) с гор.
23. Большая буква в начале
предложения.
Выпиши предложение правильно.
Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Выпал снег. Дети рады.
24.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ,
НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно,
подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Дочка, речка, мощный
25.Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них
правильно ударение.
Алфав`ит, `азбука, портф`ель
26. Гласные и согласные в
приставках.
Выпиши слово правильно,
выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Полетели, побежали,
потянули.
27.Правописание предлога.
Из предложения, в котором
допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом
пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
К берегу, к (какому?) берегу,
к крутому берегу
Предлог - это отдельное
слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Лодка отплыла от берега
28.Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно,
запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.
Съест, объявления, объем.
Ъ пишется только после
приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.
29.Ь на конце
существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно.
Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Луч (м.р.), шалаш (м.р.)
Ночь (ж. р., 3 скл.), печь
(ж. р., 3 скл.)
Ь пишется на конце
существительных ж.р., 3 склонения.
30.Соединительные гласные
в сложных словах.
Выпиши слово правильно.
Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.
Водовоз, самолет.
31.НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ.
Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
гл.
Не_пришел, не_выучил.
Не с глаголами пишется
раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится,
негодовать и др..
32.Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное.
Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На опушке (1 скл., П.п.), у
речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)
33.Правописание безударных
окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе
с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос
от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.
К лесу (какому?) дальнему, в
лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.
34.Ь на конце глаголов
2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно.
Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пишешь (2-е лицо, ед.ч.),
решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)
Глаголы 2-го лица
единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
35.Правописание безударных
личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно.
Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи
спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании
встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И
Спряжение глаголов
1-е
спряжение Все
глаголы НЕ на – ИТЬ + искл. брить, стелить
2-е спряжение все
глаголы на -ить +исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,
СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ,
И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И
ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.
Личные окончания
глаголов
1-е
спряжение
–ЕШЬ –ЕМ
–ЕТЕ –УТ, – ЮТ
2 спряжение
–ИШЬ –ИМ –ИТЕ
–АТ, – ЯТ
Пишет – писать (1
спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)
Ь в неопределенной форме
глагола.
Выпиши слово правильно.
Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
36.Ь пишется в
неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной
форме глаголов на – ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?),
учится (что делает?), беречь, стеречь.
Пунктуация
Знаки препинания в конце
предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно.
Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни
знак препинания.
Слава нашей Родине ! Слава
труду !
Однородные члены
предложения.
Выпиши правильно предложение.
Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
Знаки препинания при
однородных членах
О, О
О и О
О, а О
О да (=и) О
О, но
О
О, да (= но)
О
О и О,и О,и О
Сильный ветер сорвал листья с
деревьев, разметал их по дороге. О, О
Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение.
Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют рыбы под водой,
почивает сом седой. 1 , 2 .
Предложения с прямой речью.
Запиши правильно предложение.
Составь схему.
"А кем ты будешь на
карнавале?”– спросил Мишка. " П ?” - а.